Какие же ноты на ограде Чайковского?
Расположение памятника
В уютном московском дворике, на улице Большой Никитской, перед входом в здание Московской Государственной консерватории, расположен памятник творцу и музыканту, великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. Это имя, безусловно, известно любому, кто хоть немного интересуется музыкой, ведь его произведения самые любимые во всём мире.
Автор этого прекрасного произведения искусства – скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина, выдающийся мастер двадцатого века. Её гению принадлежит величайшее творение советской монументальной пропаганды – монумент «Рабочий и колхозница», прославивший советскую скульптуру на Всемирной выставке, состоявшейся в 1937 году в Париже.
История создания
Впервые образ Чайковского Вера Мухина воплотила в скульптуре в 1929 году, когда создала его бюст для дома-музея композитора в Клину, по просьбе тогдашнего директора Н.Т.Жегина. Приступая в 1945 году к выполнению персонального заказа на создание памятника Чайковскому в Москве, Вера Игнатьевна была уже известным скульптором и признанным мастером, лучшей женщиной-скульптором в СССР. Поначалу планировалось, что Чайковский будет изображён стоя, дирижирующим оркестром, но из-за отсутствия достаточной площади для размещения скульптурной группы от этой задумки пришлось отказаться. Да и дирижёрская деятельность не была главнейшей в творчестве П.И.Чайковского, ведь он наиболее известен как композитор, автор великих опер, балетов, симфоний и романсов, музыкальный критик и педагог. Вообще, окончательный вариант скульптурной композиции был принят лишь после многочисленных правок и изменений, коснувшихся как общего вида памятника, так и его идеологической «правильности». Вера Мухина не дожила до открытия памятника, состоявшегося в 1954 году, монумент был завершён её учениками.
Монумент был новаторским для своих дней, ведь в одном ансамбле сочетались и скульптура и архитектурное оформление.
Описание памятника
В итоговом варианте, устроившем и автора, и приёмную комиссию, состоявшую из партийных и советских функционеров, фигура композитора, отлитая из бронзы, изображена сидящей перед пюпитром. Пётр Ильич в состоянии творческого поиска и вдохновения, перед ним тетрадь для нот, правая рука с карандашом готова к записи родившихся музыкальных фраз, левая повторяет ритм, звучащий в голове композитора. Материалом для пьедестала послужил красный гранит. Возле самого памятника находится скамья из мрамора, а вся композиция обнесена бронзовой оградой, в которой изящно выполнены годы жизни Чайковского:
«1840»
и «1893»,
а также вензель с инициалами композитора.
Но самым интересным и самобытным элементом на ограде памятника является решётка с нотным станом из бронзы, украшенная нотами из фрагментов лучших произведений Петра Ильича. И решётка, и ноты выполнены с большой тщательностью методом художественной ковки.
По обоим краям решётки расположились арфы, задекорированные литой драпировкой, в которых, по словам автора монумента, как бы продолжается звучание нот с нотного стана решётки.
Бытует распространённое мнение, что студенты консерватории воруют ноты с ограды, ведь, по популярной в Консерватории легенде, они приносят обладателю успехи в учёбе и удачную музыкальную карьеру в будущем. Говорят, что студенты не только воруют ноты с ограды, а ещё и переставляют их местами. В итоге получается, что Чайковский пишет то «Собачий вальс», то какую-то немыслимую абракадабру, то вообще «до-ре-ми-до-ре-до» (что на языке музыкантов звучит неприлично).
Реставрация
Как сказано выше, памятник, а особенно ограда, регулярно подвергались нападкам невежественных студентов, думающих не об исторической и культурной ценности монумента, а только о собственной призрачной пользе. Поэтому, в октябре-ноябре 2007 года, согласно разработанному плану восстановления культурного наследия Москвы, скульптурная композиция была отреставрирована. Был практически полностью восстановлен первоначальный облик монумента. В ходе реставрации выяснилось, что из нотного стана ограды пропало около пятидесяти элементов, в частности, нот партитуры, а из руки композитора исчез карандаш. Все эти части были тщательно восстановлены лучшими кузнецами и литейщиками, что позволило в настоящее время наслаждаться видом памятника практически в первозданном виде.
Ноты какой русской народной песни
Даже будучи музыкантом и знатоком нотной грамоты, непросто определить, ноты какой русской народной песни изображены на ограде памятника.
А ответ на этот вопрос несложен, если знать предысторию.
Эта история давняя и выглядит случайностью. А может, и не все факты в ней достоверны. Но поведать её необходимо, по возможности правдиво и ничего не пропуская, так как она играет важную роль для всей русской музыкальной культуры.
Неизвестный маляр
Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.
Привела однажды этого маляра рабочая дорога в село Каменка, что в Малороссии. А в селе этом гостил у сестры летом 1869 года Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а так, начинающим.
«Сидел Ваня на Диване».
А нашего калужского маляра как раз позвали в дом сестры композитора, чтобы он стены выкрасил. Как начал маляр работать, так и засвистел он свою мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Услыхал Чайковский мелодию, и так она запала ему, никак из головы не выветрится. И утром, и в обед, и при вечернем чае - только эта мелодия и звучит в голове. Мучился Пётр Ильич, мучился, а потом вдруг сел и переписал приставучую мелодию в струнный квартет.
А позже уже в Москве на одном большом концерте среди званых гостей присутствовал граф Лев Николаевич Толстой. Велика была духовная связь графа с народом русским. Услышал великий писатель в струнном квартете мелодию русской народной песни, так расчувствовался, аж до слёз. Публика в зале увидела плачущего графа, и давай писать за границу друзьям – о Толстом, о его слезах, о Чайковском и о Ване на диване.
Когда приходит слава
Когда молва о Чайковском докатилась до заграницы, его имя стали узнавать, а самого композитора приглашать, сначала в Европу, а затем и в Америку. Произвёл он там фурор, весь Нью-Йорк ему рукоплескал. Стал он популярным, его музыка зазвучала везде и всюду. И пошло: оперы, балеты, симфонии, квартеты.…
А неизвестный маляр так и не узнал об этой истории. Продолжал он жить как жил, работать, как работал, и песенку свою напевать и свистеть. Так и умер в неизвестности. Хотя благодаря ему и его музыкальности, эта народная песня приобрела известность, и мы сейчас можем видеть её ноты на ограде памятника великому композитору.
Художественная ковка
Одним из самых древних видов ремесла, связанного с обработкой металла, но не утратившим своей нужности и неповторимого очарования и в наши дни, является ковка и кузнечное ремесло. Искусные кузнецы во все времена и на всех широтах были людьми уважаемыми и почитаемыми, так как кузнечное ремесло – одно из самых сложных, физически трудных, действительно «мужских». А в последние годы кованые элементы, изделия и конструкции находят всё более широкое применение в строительстве и декоре.
Что такое художественная ковка сегодня? Это, прежде всего, опыт и традиции, одно из последних «живых» ремёсел. Ведь ковка – это уникальный инструмент для создания по-настоящему самобытных предметов окружения, не несущих на себе печати казёнщины и ширпотреба, а напротив, пропитанных духом индивидуальности и согретых теплом рук мастера. И это не только поклонение модным тенденциям, а действительно возможность сделать свой интерьер уникальным и неповторимым. Это своего рода волшебство – появление ажурных изысканных форм из куска холодного металла.
На примере рассмотренного выше скульптурного ансамбля памятника Чайковскому, можно увидеть, как замечательно гармонируют кованые элементы с остальной композицией, и какое грандиозное впечатление остаётся от созерцания этой красоты.